Медиа-новости

28 февраля 2011 года, 16:28
Фото: Media-Day.ru

  Код вставки в блог

Информационное ожирение: как есть так, чтобы не полнеть

Ежедневно мы потребляем нереальное количество информации. Если провести параллели между едой физической и духовной, понимаешь, что последнюю мы едим в режиме 24 / 7. Но перевариваем ли?

Недавно ученые подсчитали, что сейчас благодаря развитию интернета, телевидения, мобильных технологий и т.д. мы ежедневно потребляем в пять (!) раз больше информации, чем ... нет, речь не о каких-то давно прошедших временах: сравнивают с 1986 годом. То есть, сегодня - в пять раз больше, чем всего лишь четверть века назад. Динамика простая: получается, что каждые пять лет количество информации, которую мы потребляем, увеличивается вдвое. А теперь представьте что произошло бы с вашим телом - не ментальным, а физическим, если бы вы каждое пятилетие удваивали количество потребленных продуктов, к тому же микшируя сало и дефлопе с крутонами, закусывая ломтиками арбуза с топингом с чили, а потом полируя все это счастье десертом из "семок", черной икры, йогурта и селедки под шубой? Представили? Проглотили? Ага, тот самый рефлекс ...

Но если до сих пор мы как-то живем, и сознание наше может немножко и пухнет, но движется, и иногда даже довольно бойко, то вероятно, что оно сумело выработать какие-то защитные механизмы, "ферменты", делающие всю эту информационную пищу если не питательной и диетической, то, по крайней мере, "легкоусвояемой".

"Информационная бомба взрывается в толпе, засыпая нас шрапнелью образов и в корне меняя восприятие нашего внутреннего мира и наше поведение ... Сейчас мы не получаем готовой ментальной модели реальности - мы вынуждены постоянно формировать и переформировывать ее. Это тяжелое бремя, но одновременно именно это приводит к большей индивидуальности, демассификации как личности, так и культуры. Некоторые из нас ломаются под таким давлением, отступают, чувствуя апатию или гнев. Другие - постоянно растут, формируют себя, становятся компетентными, грамотными людьми, способными работать на высшем уровне ... Кроме всего прочего демассификация цивилизации, которую отражают и усиливают средства массовой информации, приводит к огромному скачку объема информации, которой мы обмениваемся между собой. И именно этот рост объясняет, почему мы становимся информационным обществом" - эти слова написаны не сегодня и не вчера, а 30 лет назад, 1981-ом, американским журналистом, вовремя "переквалифицировавшимся в управдомы" (точнее - в социологи и футурологи), Элвином Тоффлером в работе "Третья волна".

Все видели, что под юбочкой у Мэрилин Монро

Согласно Тоффлеру, развитие общества идет по принципу волн: Первая - общество после аграрной революции, Вторая - после индустриальной, ну а Третья, соответственно, - информационной.

"При переходе от информационного пространства Второй волны к Третьей мы изменяем свою психику, - писал он. - Каждый из нас создает ментальную модель действительности, в нашей голове существует некий склад образов. Эти образы не появились сами по себе: они формируются непонятным для нас образом из сигналов, информации, мы получаем их извне ... До утверждения эры масс-медиа ребенок времен Первой волны строил свою модель реальности из образов, полученных только от учителя, священника, официальных лиц и, конечно, семьи... Вторая волна увеличила число каналов, из которых индивид брал материал для формирования картины мира: не только газеты, но и популярные журналы, радио, позже - телевидение. Со временем средства массовой информации и сами превратились в гигантский громкоговоритель. Их энергия текла по региональным, этническим каналам, стандартизируя образы, которые бытовали в обществе ... Образ Гитлера, который бесновался в Нюрнберге, образы тел, сложенных как дрова в Бухенвальде... Мэрилин Монро в юбочке, которую поднимает ветерок, тысячи звезд масс-медиа и тысячи разнообразных, но одинаково узнаваемых повсюду товаров, - все это стандартные составляющие общего файла образов ...

Теперь Третья волна радикально меняет все это. Соответственно скорости изменений в обществе меняемся и мы сами. Нас настигает новая информация, и мы вынуждены постоянно пересматривать картотеку образов: старые должны заменяться новыми, иначе наши действия не будут соответствовать новой реальности, мы станем менее компетентными. Но невозможно охватить все. И это ускорение упрочения образов внутри нас приобретает временный характер. Одноразовое искусство, снятые наскоро комедии ситуаций, мгновенные снимки. Идеи, верования и отношения врываются в наше сознание, как ракеты, и мгновенно исчезают в никуда. Ежедневно опровергаются научные и психологические теории (и это писалось во времена, когда "британские ученые" еще, собственно, наукой и занимались, и их неутомимой деятельности никто особо и не пиарил, и не придумывал - Авт.) Идеологии трещат по швам. Знаменитости прыгают, делают пируэты, атакуя наше сознание противоречивыми политическими и моральными лозунгами. Трудно найти смысл в этой бурной фантасмагории, понять, как происходит процесс производства образов, поскольку Третья волна не просто ускоряет информационные потоки, она трансформирует глубинную суть информации, от которой зависят наши повседневные действия ".

Газеты начали умирать не сегодня и не вчера

Как именно трансформирует? Тоффлер называл это "демассификацией средств массовой информации". Парадокс? Совсем нет: продолжая параллели с пищей, можно сказать, что в виду имеется отход от принципа столовой "ешьте, что дают" к принципу ресторанного (или хотя бы фастфудовского) меню. Когда нет одной "кнопки" и десятков газет (об интернете и речи нет: помните - это писалось в безфейсбуковские времена), а есть СОТНИ кнопок, и они не могут показывать или писать, формируя контент по принципу "у нас все и для всех ", потому что потеряются в себе подобных. Соответственно, контент верифицируется. "Когда, словно буря, поднялась Третья волна, никто не ожидал, что СМИ, вместо того чтобы расправить крылья, будут вынуждены поделиться своим влиянием. Первый пример дают нам газеты: старейшие средства массовой информации - газеты - теряют своих читателей (этот вывод сделан на основе исследований падения тиражей ежедневных национальных газет в США и Великобритании за период с середины 60-х до конца 70-х годов, а следовательно у сегодняшних разговоров о неминуемой смерти газет - давняя история - Авт.) ... Эти потери объясняются не только расцветом телевидения: каждая массовая ежедневная газета встречает все большую конкуренцию со стороны малотиражных еженедельников, т. е. газет для потребителей, которые служат не только для столичного потребительского рынка, а округам, сообществам, давая более локализованную информацию, новости, рекламу (современный аналог в сети - группы и сообщества по интересам на разных платформах - Авт.)

Другой пример - популярные журналы: с середины 1950-х в США почти не было года, в который бы не прекратил свое существование большой журнал. Вместе с тем произошел настоящий взрыв мини-журналов. Пилоты самолетов сейчас могут выбирать из десятков наименований периодики (сайтов. - Авт), что издается специально для них. Тинейджеры, аквалангисты, пенсионеры, женщины-легкоатлеты, коллекционеры старых фотоаппаратов, любители тенниса, скейтбордисты - у всех есть своя пресса (та же ситуация с телевидением: демассификация равна фразе "а у тебя есть кабельное?" - Авт.) ".

Клип-культура: ускоренный обмен информационных веществ

Вроде все ясно: контент ориентируется на потребителя, дефлопе сами по себе отползли от селедки под шубой. Но как сориентироваться потребителю? Даже если меню есть, чтобы не съесть "что-то не то", надо еще суметь его прочитать и понять, что написано: нужно ли тебе это дефлопе, что оно из себя представляет (а может его вообще ... не существует). "Демассифицированные СМИ демассифицируют и наше сознание, - объясняет Тоффлер. - Во времена Второй волны постоянная накачка стандартизированного образного ряда привела к тому, что называют "массовым сознанием". Сегодня уже не массы людей получают одну и ту же информацию, а небольшие группы населения обмениваются образами, сотворенными ими самими. Поскольку все общество движется по направлению к разнообразию, привнесенному Третьей волной, новые СМИ отражают и ускоряют этот процесс. Именно этим отчасти объясняется тот факт, что мнения по любым вопросам - от поп-музыки до политики, - становятся все менее унифицированными.

Нас осаждают и ослепляют противоречивые фрагменты образного ряда, которые не имеют прямого отношения к нам. Они выбивают почву из-под ног наших старых идей и обстреливают нас разорванными и лишенными смысла клипами, мгновенными кадрами. По сути, мы живем в клип-культуре. Резко критикуя этот бедлам, люди Второй волны испытывают скрытое раздражение против СМИ. Люди Третьей волны, напротив, чувствуют себя неплохо под бомбардировкой клипов: полутораминутный клип, рекламный ролик, фрагмент песни, заголовок, мультик, коллаж, отрывок новостей ... Они залпом глотают огромное количество информации. Но также пристально следят за тем, как в новых концепциях или метафорах эти кусочки собираются и организуются в некое подобие целого. Вместо попытки втиснуть новые данные в стандартные структуры или категории Второй волны, они учатся создавать свои собственные страницы идей из того разорванного материала, который вываливают на них СМИ ".

Итак, вывод очевиден: мы не страдаем от информационного переедания потому, что наше сознание, подстраиваясь под мимолетные обстоятельства, соответственно ускоряет свой обмен веществ. Но не со всеми происходят такие "мутации": людей Второй волны в Украине, возможно, сейчас гораздо больше, чем Третьей. Это обусловлено очевидными причинами: уровнем информатизации страны, старением нации, ментальной пропастью между населением крупных городов и другими.

Источник: Телекритика

Комментариев: 5

 Комментировать

Maguy07.04.2014 12:58

Mighty useful. Make no mistake, I aptpaciere it. http://qzbqwwbnb.com [url=http://ugmfqb.com]ugmfqb[/url] [link=http://uvzjev.com]uvzjev[/link]

Seyyar04.04.2014 14:01

Essays like this are so important to <a href="http://exqdwzwelqn.com">brndeaoing</a> people's horizons.

Erin04.04.2014 08:38

If you want to get read, this is how you shloud write. http://frmskucdzg.com [url=http://wyqdmz.com]wyqdmz[/url] [link=http://fzevjgxwfdg.com]fzevjgxwfdg[/link]

Malwina03.04.2014 22:32

That's cleared my thoughts. Thanks for <a href="http://qxjoxzwisv.com">cobunirtting.</a>

Stanis03.04.2014 11:35

Your post captures the issue peyfcetlr!

Имя:
E-mail:
Мнение:
Код:
Не забудьте заполнить все важные поля перед нажатием кнопки


О Меdia-day.ru | Выходные данные | Реклама на сайте | Написать письмо | Карта сайта | Подписка